Газета «Петербург на Невском» от 04.2006 «Чемпионки мира, которые смешно поют»
НАДЕЖДА, ДВЕ НАСТАСЬИ, АННА, ИРИНА И АЛЕКСАНДРА — СМЕШНЫЕ ДЕВУШКИ С ГОРДЫМ ЗВАНИЕМ «ЧЕМПИОНКИ МИРА.» И ВЫСОКИМ ТИТУЛОМ — ВОКАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ТЕАТРА «ЛИЦЕДЕИ».
ЧЕМПИОНКИ мира вылупились из Детского хора радио и телевидения. Пятеро — все, кроме рыжей Насти, — питерские, и с детства пели в этом хоре. Но вот детство кончилось. И девушки разбрелись — кто куда. Надя Снегова пошла в «консерву» на вокал. Саша Ахромова — на звукоре- жиссерский в Институт радио и телевидения. Ирина Соловьева занялась видеомонтажом. Аня Истомина поступила на дирижерский в Академию культуры. Настя Петрова — в Университет, на японское отделение филфака. Разбрелись кто куда, но продолжали дружить. И встречаясь, пели хором.
Все началось на дне рождения актера театра «Лицедеи» Виктора Соловьева. Виктор — муж одной из чемпионок — Ирины. Справляли летом на даче. В какой-то момент гости вышли за калитку — в чисто поле, девушки встали на бугорок и спонтанно запели. Из старого детского репертуара, про крейсер «Аврора». Потом неожиданно перешли на джаз, потом на классику…Присутствовавшие гости — актеры театра — пришли в полный восторг. И тут Борис Петрушанский, главный художник и директор «Лицедеев», понял, что день рождения Виктора плавно перешел в день рождения нового музыкального коллектива. Название — просто скромная правда о девушках. С детским хором они когда-то объездили весь мир, завоевали множество призов и дипломов, то есть чемпионки мира они совершенно реальные.
Сначала их было пятеро. Но вскоре к ним присоединилась приехавшая в Питер из Кирова еще одна Настя — Перминова. Стиль, в котором работают девушки, называется «музыкальный коллаж, микс или фьюжн».
Начало этому стилю на Западе, вероятно, положила знаменитая бельгийская фуппа «Запп-мама». Скрипачи и трубачи им не нужны. Инструментом работает сам голос. Шесть голосов. удивительно точно, тонко и грамотно разложенные на тона. У чемпионок огромный диапазон. В их программу входят Бах, Моцарт и Рахманинов, негритянские «спиричу- элс» и народные песни — русские мно- гоголосицы, ирландские, японские, еврейские…
Любимую песню ирландских пьяниц, про продавщицу устриц Молли Мелоун, эдакий ирландский «Ой, мороз, мороз…», девушки поют на двух языках — по-ирландски и по-русски, в переводе Алексея Хвостенко. Еще Хвост подарил им своего «Солдата» — это тоже перевод известной американской песни Гарри Белафонте. Из репертуара группы «Аквариум» к девушкам пришла печальная песня про двух трактористов-философов, особый восторг в их исполнении вызывает легендарный роковый хит Федора Чистякова «Иду, курю…». Японская народная «Песня рыбаков острова Хоккайдо» вдруг плавно, но совершенно неожиданно для публики переходит в русскую народную «Ах, Самара-городок». Причем начинают девушки петь в кимоно. Потом неожиданно скидывают их и остаются в трогательных платьях самарских невест.
Чемпионки поют вещи из репертуара «Битлз», «АББА», «Запп-мама», рок, джаз, блюзы, босановы, хоралы. Поют по-русски, по-английски, по- португальски, по-японски, по-французски, по-немецки… Но и по-ненецки — ненецкую народную песню про город Салехард.
Когда слушаешь их диск — в общем- то, ничего смешного не происходит, просто изумительной красоты музыка, созданная этими голосами. Но живое выступление девушек — это всегда театр, и театр смешной. Ведет спектакль клоунесса-лицедей- ка Ольга Елисеева. Ее персонаж Блюма Вульфовна Загарник-Козлова — в очках, в шляпке и в драной кошке, изображающей лису. — это такая тетя- конферансье. видавшая виды ленкон- цертовская штучка. Сами девушки — тоже смешные. И музыка — действо, создаваемое ими, — вдруг из волшебно-прекрасного переходит в смешное, в гэг, в игру. Хорошенькая женщина-клоун, при этом поющая, — это и Мерилин Монро, и Любовь Орлова, и, конечно же, Золушка Янины Жеймо. Красотка, Поющая и Смешная — старая тема. Но ее давно не было. Куда-то она провалилась в современной жизни. Все вдруг правильно разложилось по полочкам: если Клоун — то с красной шишкой на носу, если Певица — то непременно Блестящая и без тени юмора, а если поет и смешная — то Алла Борисовна.
Всегда скучно, когда все правильно. Наверное, поэтому мне так нравятся эти вот неправильные чемпионки, молодые и современные, но оттуда, из старой голливудской или александровской комедии-феерии.
И еще я думаю, что именно так должны выглядеть ангелы. Ангелы — это прелестные создания, которые поют хором, и от их пения иногда плачешь, а иногда непременно засмеешься.
Когда я придумала эту телегу насчет ангелов, то сразу же пришла в голову и другая мысль: лицедеям с чемпионками надо поставить мюзикл по моей любимой книжке «Москва — Петушки». Помните, ведь там Хор Ангелов — один из главных персонажей.
Я зажмуриваю глаза и уже вижу этот гениальный спектакль с гениальными клоунами-лицедеями, гениальными декорациями Петрушанского и гениальной музыкой, которую поют ангелы-чемпионки… Все это точно будет.
А пока что девушки успешно выступают в «Чаплин-клубе» — это их основная площадка, в ближайшее время собираются дать концерт в питерском Малом зале филармонии, участвуют в разного рода фестивалях. Кстати, основные фестивали «а капельного» пения традиционно проводятся нашими прибалтийскими и скандинавскими соседями. В самой России традиция пения «а капелла» не очень развита. При этом чемпионки, поющие в числе прочего и рок-музыку, успешно выступали на СКИФе, с классической программой ездили в Ясную Поляну — услаждать ангельским пением вручение литературной премии имени Льва Толстого, участвовали в уличном фестивале в Кронберге, пели на русском балу в Висбадене и, что неожиданно, стали лауреатами международного фестиваля юмора в Ялте. Лауреатство им принесла именно песня японских рыбаков, плавно переходящая в песню самарских невест.
Ощущение такое, что вот встали и запели — как птички. Спонтанно, без репетиций… так, по зову души. Это легкость клинка дамасской стали, отточенного так, что распадается упавший на него волосок.
Когда-то придуманный мною девиз Питера «Стиль без снобизма!» у каждой из них написан на лбу. В общем, они из тех бедных девушек, которыми Питер может гордиться. Наш личный персональный Хор Ангелов.
Юлия Беломлинская