Газета «Петербург на Невском» от 04.2006 «Чемпионки мира, которые смешно поют»

НАДЕЖДА, ДВЕ НАСТАСЬИ, АННА, ИРИНА И АЛЕКСАНДРА — СМЕШНЫЕ ДЕВУШКИ С ГОРДЫМ ЗВАНИ­ЕМ «ЧЕМПИОНКИ МИРА.» И ВЫСОКИМ ТИТУЛОМ — ВОКАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ТЕАТРА «ЛИЦЕДЕИ».

ЧЕМПИОНКИ мира вылупились из Детского хора радио и телевидения. Пятеро — все, кроме рыжей Насти, — пи­терские, и с детства пели в этом хоре. Но вот детство кончилось. И девушки разбрелись — кто куда. Надя Снегова пошла в «консерву» на вокал. Саша Ахромова — на звукоре- жиссерский в Институт радио и теле­видения. Ирина Соловьева занялась видеомонтажом. Аня Истомина по­ступила на дирижерский в Акаде­мию культуры. Настя Петрова — в Университет, на японское отделение филфака. Разбрелись кто куда, но продолжали дружить. И встречаясь, пели хором.

Все началось на дне рождения акте­ра театра «Лицедеи» Виктора Соло­вьева. Виктор — муж одной из чемпи­онок — Ирины. Справляли летом на даче. В какой-то момент гости вышли за калитку — в чисто поле, девушки встали на бугорок и спонтанно запе­ли. Из старого детского репертуара, про крейсер «Аврора». Потом неожи­данно перешли на джаз, потом на классику…Присутствовавшие гости — актеры те­атра — пришли в полный восторг. И тут Борис Петрушанский, главный худож­ник и директор «Лицедеев», понял, что день рождения Виктора плавно перешел в день рождения нового му­зыкального коллектива. Название — просто скромная правда о девушках. С детским хором они ког­да-то объездили весь мир, завоевали множество призов и дипломов, то есть чемпионки мира они совершен­но реальные.

Сначала их было пятеро. Но вскоре к ним присоединилась приехавшая в Питер из Кирова еще одна Настя — Перминова. Стиль, в котором работают девушки, называется «музыкальный коллаж, микс или фьюжн».

Начало этому стилю на Западе, веро­ятно, положила знаменитая бельгий­ская фуппа «Запп-мама». Скрипачи и трубачи им не нужны. Инструмен­том работает сам голос. Шесть голо­сов. удивительно точно, тонко и гра­мотно разложенные на тона. У чемпионок огромный диапазон. В их программу входят Бах, Моцарт и Рахманинов, негритянские «спиричу- элс» и народные песни — русские мно- гоголосицы, ирландские, японские, еврейские…

Любимую песню ирландских пьяниц, про продавщицу устриц Молли Мелоун, эдакий ирландский «Ой, мороз, мороз…», девушки поют на двух язы­ках — по-ирландски и по-русски, в пе­реводе Алексея Хвостенко. Еще Хвост подарил им своего «Солдата» — это тоже перевод известной американс­кой песни Гарри Белафонте. Из репертуара группы «Аквариум» к девушкам пришла печальная песня про двух трактористов-философов, особый восторг в их исполнении вы­зывает легендарный роковый хит Фе­дора Чистякова «Иду, курю…». Японская народная «Песня рыбаков острова Хоккайдо» вдруг плавно, но совершенно неожиданно для публи­ки переходит в русскую народную «Ах, Самара-городок». Причем начинают девушки петь в ки­моно. Потом неожиданно скидывают их и остаются в трогательных платьях самарских невест.

Чемпионки поют вещи из репертуа­ра «Битлз», «АББА», «Запп-мама», рок, джаз, блюзы, босановы, хоралы. Поют по-русски, по-английски, по- португальски, по-японски, по-фран­цузски, по-немецки… Но и по-ненецки — ненецкую народ­ную песню про город Салехард.

Когда слушаешь их диск — в общем- то, ничего смешного не происходит, просто изумительной красоты музы­ка, созданная этими голосами. Но живое выступление девушек — это все­гда театр, и театр смешной. Ведет спектакль клоунесса-лицедей- ка Ольга Елисеева. Ее персонаж Блю­ма Вульфовна Загарник-Козлова — в очках, в шляпке и в драной кошке, изображающей лису. — это такая тетя- конферансье. видавшая виды ленкон- цертовская штучка. Сами девушки — тоже смешные. И музыка — действо, создаваемое ими, — вдруг из волшебно-прекрасного пе­реходит в смешное, в гэг, в игру. Хорошенькая женщина-клоун, при этом поющая, — это и Мерилин Мон­ро, и Любовь Орлова, и, конечно же, Золушка Янины Жеймо. Красотка, Поющая и Смешная — старая тема. Но ее давно не было. Куда-то она прова­лилась в современной жизни. Все вдруг правильно разложилось по по­лочкам: если Клоун — то с красной шишкой на носу, если Певица — то непременно Блестящая и без тени юмора, а если поет и смешная — то Алла Борисовна.

Всегда скучно, когда все правильно. Наверное, поэтому мне так нравятся эти вот неправильные чемпионки, молодые и современные, но оттуда, из старой голливудской или александ­ровской комедии-феерии.

И еще я думаю, что именно так долж­ны выглядеть ангелы. Ангелы — это прелестные создания, которые поют хором, и от их пения иногда плачешь, а иногда непремен­но засмеешься.

Когда я придумала эту телегу насчет ангелов, то сразу же пришла в голову и другая мысль: лицедеям с чемпион­ками надо поставить мюзикл по моей любимой книжке «Москва — Петуш­ки». Помните, ведь там Хор Ангелов — один из главных персонажей.

Я зажмуриваю глаза и уже вижу этот гениальный спектакль с гениальными клоунами-лицедеями, гениальными декорациями Петрушанского и гени­альной музыкой, которую поют анге­лы-чемпионки… Все это точно будет.

А пока что девушки успешно выступа­ют в «Чаплин-клубе» — это их основная площадка, в ближайшее время соби­раются дать концерт в питерском Ма­лом зале филармонии, участвуют в разного рода фестивалях. Кстати, ос­новные фестивали «а капельного» пе­ния традиционно проводятся нашими прибалтийскими и скандинавскими соседями. В самой России традиция пения «а капелла» не очень развита. При этом чемпионки, поющие в чис­ле прочего и рок-музыку, успешно выступали на СКИФе, с классической программой ездили в Ясную Поляну — услаждать ангельским пением вру­чение литературной премии имени Льва Толстого, участвовали в уличном фестивале в Кронберге, пели на рус­ском балу в Висбадене и, что неожи­данно, стали лауреатами междуна­родного фестиваля юмора в Ялте. Лауреатство им принесла именно песня японских рыбаков, плавно пе­реходящая в песню самарских не­вест.

Ощущение такое, что вот встали и за­пели — как птички. Спонтанно, без ре­петиций… так, по зову души. Это лег­кость клинка дамасской стали, отто­ченного так, что распадается упавший на него волосок.

Когда-то придуманный мною девиз Питера «Стиль без снобизма!» у каж­дой из них написан на лбу. В общем, они из тех бедных девушек, которыми Питер может гордиться. Наш личный персональный Хор Ан­гелов.

Юлия Беломлинская